Крымология-R Wiki
Advertisement

Крымская степная провинция, состоящая из 4 физико-географических областей и 12 районов (ландшафтов), представляет собой очень своеобразное ландшафтное явление. Благодаря барьерному влиянию Крымских гор на равнине с приближением к ним возрастает количество осадков. Вследствие этого наблюдается своеобразная зеркальная перевернутость широтных зон: на равнине от Сиваша на юг последовательно сменяют друг друга ландшафты пустынных степей, затем сухих полынно-злаковкх степей и умеренно засушливых настоящих разнотравно-злаковых степей. Ландшафты крымской и херсонской частей Присивашья близки между собой. По мере же удаления от них к северу и к югу приблизительное сходство других ландшафтов между собой все больше уменьшается.

Северо-Крымская низменная степь[]

t луга. Область Северо-Крымской низменной степи располагается в пределах Каркинитской и Присивашской впадин, а также западной части Индоло-Кубанского прогиба. Плоская се поверхность постепенно повышается к югу от 0 до 40м и состоит из эолово-делювиальных суглинков и глин, которые в долинах немногочисленных рек и балок сменяются аллювиальными суглинками и супесями, а у Сиваша в устьях крупных рек—лиманными желте-бурыми и зеленоватыми песчанистыми глинами. Косы и пересыпи состоят из песчано-ракушечных пород.

Климат умеренно жаркий, с умеренно мягкой зимой, очень засушливый в западной части и засушливый в восточной части области (табл.2.7).

В условиях мелких и редких понижений поверхности, а также неглубокого залегания засоленных грунтовых вод в области вдоль побережья тянется пояс солончаков и галофитных лугов в сочетании с полынно-типчаковыми степями. Выше располагаются пояса полынно-типчаковых и ковыльно-типчаковых степей в сочетании с галофитными лугами. В целом в пределах низменности наиболее распространены пустынные степи на каштановых почвах (рис.2.22).

В области развито земледелие с орошением. На прибрежных местностях выращивают рис. Местности основной части низменности используют главным образом под зерновые и кормовые культуры. Пахотные угодья занимают свыше 70% площади местностей. Из-за инфильтрации поливных вод Северо-Крымского канала местами произошло поднятие уровня грунтовых вод. Борьбу ведут путем сооружения дренажных систем и совершенствования технических устройств. В области выделяют три физико-географических района: Западный, Центральный и Восточный Присивашский (в таблице 2.7 они обозначены соответственно 1,2,3 номерами).

Заповедных ландшафтных памятников в области мало. В их числе Лебяжьи острова—филиал Крымского горного заповедника, Бакальские коса и озеро, острова Китай, Куюк-Тук и Мартыний на Сиваше, Арабатский заказник и омывающие их мелководья. Это прежде всего места обитания и кормовые угодья многих (преимущественно водоплавающих) птиц.

Центрально-крымская равнинная степь[]

Область включает Альминскую и Индольскую низменные, а также Центральную Крымскую возвышенную равнины. На юге границу области с предгорьем проводят по изогипсе 120 м. Полого наклонная волнистолощинная поверхность равнины состоит из красно-бурых глин с прослоями галечников и из лёссовидных суглинков. В долинах рек речные галечники перекрыты суглинками до 3-5м мощности. Климат умеренно жаркий, с мягкой зимой, на западе засушливый, а на востоке - полузасушливый (табл.2.7).

В области наиболее распространены черноземы южные, сформированные на красно-бурых глинах и глинисто-галечниковых отложениях на Альминской равнине, и черноземы южные мицернокарбонатные слабогумусированные на лёссовидных породах — на остальной ее территории под типичными типчаково-ковыльными и разнотравно-типчаково-ковыльными степями (рис.2.22).

В области выделяют три физико-географических района: Сасык-Альминский, Центрально-Крымский и И Идольский. По сравнению с другими в этой области наибольшая (75%) доля распаханных земель. Резко преобладают посевы зерновых культур (до 80% всех угодий), широко также распространены сады и виноградники (10-20%) и угодья технических культур (до 8%). В годы с благоприятным атмосферным увлажнением здесь получают наиболее высокие и устойчивые урожаи всех выращиваемых культур в Крыму. Примечательных природных памятников в области мало. Наиболее крупные из них — Октябрьский лесопарк у с.Пятихатки, Сакский курортный парк и дендропарк с.Клепинино.

Тарханкутская возвышенно-равнинная степь[]

Область занимает западную часть Крыма до сухоречья Чатырлык на востоке. Ландшафтообразующее значение имеют на юго-западе сарматские и мэотические карстующиеся известняки с прослоями мергелей и глин, а на севере и востоке понтические ожелезненные известняки. В котловинах и на склонах возвышений сохранились красно-бурые глины. На них или на известняках залегают лёссовидные суглинки, местами маломощные и щебнистые.

Климат умеренно жаркий, с мягкой зимой, очень засушливый на западе и засушливый на востоке (табл.2.7).

Свойства ландшафтных местностей сильно зависят от местных условий рельефа. Здесь хорошо выражены зоны антиклинальных возвышенностей, образующих увалы, и разделяющих их глубоких синклинальных котловин зачастую с сухоречьями и балками на дне. В современную эпоху антиклинали приподнимаются, а синклинали погружаются, в результате чего море размывает берега, а поверхностные воды — склоны увалов. Наряду с этим проявляется ветровая эрозия почв, особенно с распашкой маломощных щебнистых почв.

В области наиболее распространены средне- и маломощные разновидности карбонатных и южных черноземов с петрофитными вариантами типичных дерновиннозлаковых бедноразнотравных степей, преимущественно распаханных в настоящее время. Подчиненную роль играют малоразвитые почвы черноземного типа с петрофитными степями, используемыми ныне как пастбища.

В области выделяют 4 физико-географических района: Тарханкутский, Бакальский, Донузлав-Сасыкский и Самарчик-Чатырлыкский (табл.2.7).

Соотношение площадей угодий следующее: пахотные земли составляют 51 % площади области, сады и виноградники — 7 %, пастбища — 32 % и лесополосы — 1 %.

В Тарханкутском районе интересны 6 ландшафтных и 2 аквальных памятника природы. Наиболее известны Джангульское оползневое побережье и балка Большой Кастель у д.Оленёвки с реликтовыми кустарниковыми зарослями. Здесь же место гнездовий и остановок во время перелетов до 90 видов птиц, а также местообитание диких кроликов. Это также участок целинной каменистой степи у с.Красносельского, северо-западная часть озера Донузлав с водно-болотной растительностью и богатым миром пернатых, абразионное побережье Атлеш, облюбованное аквалангистами, и др.

Керченская холмисто-грядовая степь[]

Природа Керченского полуострова чрезвычайно своеобразна и разнообразна. Здесь сочетаются ландшафтные комплексы, характерные для Присивашья, Тарханкутского полуострова и предгорья Крыма. Ландшафтная оригинальность полуострова обусловлена главным образом резким различием свойств распространенных здесь горных пород и образованных ими форм рельефа. Основу ландшафтных комплексов полого-волнистой Юго-Западной равнины образуют тяжелые засоленные майкопские глины, а эллиптических гребней и венчающих их холмов северо-восточной части полуострова — слоистые и мшанковые рифовые неогеновые известняки. В антиклинальных котловинах распространены глины майкопские и сарматские, а в синклиналях—плиоценовые пески и глины, а также антропогеновые лессовидные суглинки.

Климат очень засушливый, умеренно жаркий, с мягкой зимой (табл.2.7). Степень пестроты свойств местных ландшафтных комплексов относительно хорошо отражает разнообразие степеней засоления, мощности, сочетаний южных черноземов, каштановых солонцеватых почв, солонцов и солончаков.

В пределах Керченского полуострова выделяют два физико-географических района: Юго-Западный и Северо-Восточный. Доля пахотных угодий в области составляет всего около 35%, что является наименьшей величиной среди других областей степного Крыма.

Керченский полуостров богат памятниками природы. Здесь находится 9 ландшафтных и 5 прилегающих к ним прибрежных аквальных заповедных урочищ. Среди них Астанинские плавни с обилием перелетных и гнездящихся водоплавающих птиц, грязевые сопки Джау-Тепе, Андрусова, Вернадского, Обручева, лесопарковые насаждения у пос.Ленино, палеонтологический памятник на мысе Чауда и др. Template:География Крыма-учпедгиз

Advertisement